Что представляет собой пяточная шпора, и какие осложнения она несет?

15.11.2023
Что представляет собой пяточная шпора, и какие осложнения она несет?

Пяточная шпора – это разрастание кости на подошвенной части бугра в области пяточной кости. Состояние сопровождается ощущением инородного тела, болезненными ощущениями в области пятки (боль особенно усиливается при опоре на ногу после долгого отдыха).

Пяточная шпора – это своего рода компенсаторная реакция на поражение подошвенной фасции в месте соединения с пяточной костью. Такая клиническая картина характерна для подошвенного фасциоза или идиопатического гиперостоза.

Подошвенный фасциоз представляет собой воспалительный процесс в области подошвенной фасции, который носит небактериальный характер (возникает из-за повышенной нагрузки на фасцию). Идиопатический гиперостоз диффузного типа – это невоспалительная патология, при которой происходит окостенение связок в местах их фиксации. Статистика показывает, что 50 процентов пациентов с плантарным фасцитом страдают и пяточной шпорой.

Часто шпору можно обнаружить исключительно на рентгене. К этому заболеванию склонны женщины, особенно в возрасте после 40 лет.

Главная причина формирования таких шпор – постоянная микротравматизация фасции в месте ее крепления к пяточной кости. Фасция находится в состоянии натяжения, также могут укорачиваться или стягиваться икроножные мышцы. Это может наблюдаться при длительном ношении модельной обуви на высоких каблуках, при патологиях нервной системы, которые приводят к ослаблению мышечной ткани и параличу. Выделяют и другие факторы, которые могут привести к этому заболеванию:

• Плоскостопие, кривизна продольного свода стопы, в результате чего при ходьбе стопа будет опираться только на пяточный бугор и плюсневые кости.
  • Вальгусные деформационные процессы.
  • Регулярные инъекции глюкокортикостероидов в пятку для снятия воспалительных процессов. Такие препараты вызывают дегенеративные процессы в области подошвенной фасции и жировой прослойки.
  • Повышенная нагрузка на пяточную кость из-за неверного двигательного стереотипа.
  • Неудобная обувь, регулярное ношение обуви с каблуком от 5 см и выше или обуви на плоской подошве.
  • Лишний вес.
  • Гиподинамия.
  • Проблемы с кровообращением.

Особенности симптоматики

Клиническая картина характеризуется выраженным болевым синдромом, так называемыми стартовыми ощущениями. Боль возникает при опоре на проблемную область после долгого отдыха (боль при ходьбе по утрам). Синдром развивается резко или постепенно, иногда боль становится хронической. Боль при таком заболевании острая, жгучая, локализация – внутренняя часть пятки, однако иногда болезненные ощущения распространяются на всю область пятки. Интенсивность симптома может быть различной. Иногда неприятные ощущения затихают через несколько минут после начала ходьбы, однако часто они возникают и в течение дня.

Возможные осложнения

Основное осложнение – достаточно низкое качество жизни в связи с болью и невозможностью осуществлять активные действия. Пациенты вынуждены не опираться на больную пятку, переносят вес тела на здоровую ногу. Это негативно влияет на осанку, повышает риск заболеваний суставов в будущем из-за неравномерной нагрузки. В редких случаях можно наблюдать отрыв фасции, гнойные процессы.

При интенсивной боли осанка становится асимметричной, в результате чего развивается остеохондроз, страдает поясница. Двигательная активность пациента существенно ограничивается.

Боль в пятке приносит моральные, физические страдания, что несет неблагоприятные последствия для эмоционального состояния больного. Пациенты нередко страдают от бессонницы и раздражительности.

Таким образом, пяточная шпора – это неопасное для жизни, но крайне неприятное заболевание, которое причиняет пациенту боль, существенно ограничивает двигательную активность. Такую патологию легче предотвратить, чем лечить. Меры профилактики включают в себя следующее:

• Ношение удобной обуви с невысоким устойчивым каблуком. Обувь на высоком каблуке или с плоской подошвой противопоказана.
  • Контроль веса, регулярная физическая активность, профилактика ожирения.
  • Использование индивидуальных ортопедических стелек по показаниям. Такая продукция особенно рекомендована при стоячей работе, занятии профессиональным спортом.
  • Обращение к врачу при первых симптомах заболевания.

Соблюдая эти меры профилактики, вы снизите риск возникновения пяточной шпоры в будущем.